Встретимся в суде: «АвтоВАЗ» подал 25 исков к своему поставщику
Прослушать новость
Остановить прослушивание
close
Яков Князев/ТАСС
«АвтоВАЗ» подал 25 исков в областные Арбитражные суды на одного из своих крупнейших и проблемных поставщиков — ГК «Автокомпонент». Иски связаны с убытками, понесенными российским автогигантом, когда в компанию не поступали комплектующие, из-за чего приходилось останавливать производство. Переход конфликта автозавода и поставщика в острую фазу снова может грозить приостановкой производства, считают эксперты.
С 6 по 11 июня российский завод «АвтоВАЗ» подал в Арбитражные суды Самарской и Нижегородской области суммарно 25 исков на нижегородскую компанию «Автокомпонент», которая с конца 90-х годов поставляет пластиковые компоненты на «АвтоВАЗ». В Нижнем Новгороде и Тольятти расположены предприятия «Автокомпонента», поставляющие детали на конвейер Волжского автозавода.
В «АвтоВАЗе» «Газете.Ru» сообщили, что не «не комментируют идущие процессы до вынесения окончательных решений». В компании «Автокомпонент» в свою очередь пояснили, что речь идет о старых претензиях тольяттинцев, не пояснив о каких именно.
«В настоящее время вся продукция поставляется по графику поставок в срок и в полном объеме.
Соответственно никаких предпосылок к остановке производства по вине «Автокомпонента» нет.
Иски поданные в июне относятся к прошлым периодам», — сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе «Автокомпонента».
В тоже время источник «Газеты.Ru» знакомый с ситуацией говорит, что существенная часть претензий связана с убытками, вызванными срывом поставок компонентов на завод в прошлом году. Так, с 3-го по 5 июля 2019 года «АвтоВАЗ» был вынужден полностью остановить производство на всех сборочных площадках в Тольятти и Ижевске. Компания перестала получать детали от нижегородской группы компаний «Автокомпонент».
Нижегородцы тогда свое решение объяснили отсутствием согласованных цен на комплектующие, переговоры об этом шли с 2018 года и не увенчались успехом. Поставщик отмечал, что существующий на тот момент уровень цен не позволял покрывать расходы, связанные с производством и доставкой. На «АвтоВАЗе» это шаг назвали «очередным неправомерным нарушением обязательств по договору» и пообещали взыскать все убытки через суд.
Конфликт двух заводов вышел на новый уровень, когда в него вмешались губернские власти.
Так, губернатор Самарской области Дмитрий Азаров посчитал, что нижегородская компания занимается шантажом.
«Я обладаю информацией о том, что на «Автокомпоненте» продукция есть, просто она не отгружается на «АвтоВАЗ». Ситуация сейчас больше похожа на шантаж. Встает главный конвейер. Под угрозой работа в ближайшие дни крупнейшего трудового коллектива Самарской области», — ранее говорил Азаров, призывая обе компании к компромиссу.
Глава Нижегородской области Глеб Никитин в свою очередь также попросил оба предприятия выстроить диалог, но отметил, что «административное вмешательство в деятельность хозяйствующих субъектов не приносит пользы для экономики».
«Автокомпонент» поставляет на «АвтоВАЗ» широкую номенклатуру комплектующих преимущественно из пластика: боковые зеркала заднего вида, детали интерьера и экстерьера, топливные баки. Эти компоненты устанавливаются на все модели Lada, а также на автомобили альянса Renault-Nissan производящиеся в Тольятти по контракту — Renault Logan и Sandero, Datsun On-Do и Mi-Do.
Ввиду оживления спроса после снятия карантинных мер «АвтоВАЗ» наращивает производство, ради этого компания даже отложила переход на сокращенную рабочую неделю. Если детали, которые поставляет «Автокомпонент» на автозавод, играют критичную роль в производстве автомобилей, то
подобные срывы поставок ради согласования цен могут повториться,
полагает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев.
«Если деталь критична для производства Lada, то я не исключаю использование такого рычага давления на «АвтоВАЗ». Но в целом поставщикам невыгодно самим переводить отношения в такую плоскость, поскольку в какой-то момент «АвтоВАЗ» может решить, что ему проще подобрать другого партнера», — отметил Бургазлиев.
По его словам, «АвтоВАЗ» допускает ошибку, доверяя 100% поставок по компоненту одному поставщику. У ведущих мировых концернов принято, как минимум, дублировать поставки одной и той же детали несколькими предприятиями, как раз для того, чтобы не было ситуации с простоем.
Последние семь лет самый большой российский автозавод преследуют проблемы с поставщиками, напоминает автомобильный эксперт Сергей Ифанов. По его словам, это наследие еще прежней «до французской» команды, которая не руководствовалась современными принципами выбора панели поставщиков.